Версия для печати
AGOGE!
В этой статье я поделюсь с тобой своим опытом и знаниями о том, как улучшить качество своего сна. У каждого человека, у тебя и у меня, бывают такие дни, когда вместо 7-8 часов приходится спать 4 или 5 часов. Пробуждение после четырёх часов сна - дело тяжёлое и неблагодарное =) Я расскажу, как из этих четырёх-пяти часов выжать максимум пользы.
Год назад я работал и жил в отдалённых друг от друга местах, а после работы ехал на тренировку. В свободные от тренировок дни я встречался с приятелями, либо занимался своими личными делами. В результате на сон мне оставалось 4-5 часов в сутки. Через пару недель такой жизни я понял, что надо что-то менять.
Я начал перебирать по порядку: увеличить количество часов в сутках я не мог, отказаться от тренировок и деловых встреч тоже не хотелось. В итоге я пришёл к тому, что надо брать не количеством, а качеством. Тогда я решил собрать весь свой и доступный чужой опыт, имеющий отношение ко сну.
Первое, что я попробовал – техника релаксации, которую я освоил ещё в детстве. Данная техника, насколько я знаю, активно применяется йогами. Более подробно на освещение самой техники я остановлюсь в другой статье, а сейчас скажу лишь, что благодаря ей я за десять минут расслаблял большинство мышц своего тела до такой степени, что переставал его (тело) чувствовать. Оказалось, что, засыпая в полностью расслабленном состоянии, высыпаешься лучше, чем когда ты просто закрываешь глаза и «вырубаешься». Как мне кажется, это происходит потому, что во время релаксации ты проделываешь часть работы, которая обычно происходит во время сна. А именно – очистка твоего мозга от информационного мусора, накопленного за день. Таким образом, ты «входишь» в сон уже с «облегчённым» сознанием и те резервы твоего мозга, которые раньше тратились на очистку от мусора, идут теперь на другие не менее полезные работы. К тому же, при релаксации ты сбрасываешь накопленную за день зажатость в мышцах всего тела, а это ведь тоже одна из функций сна, на которую требуется время и энергия, а ты проделываешь эту работу «самостоятельно», ещё до того, как уснул.
Второе, на что я обратил внимание после изучения ряда статей – температура окружающей среды. На холоде высыпаешься хуже, чем в тепле за то же время. Поэтому перед сном я стал хорошо проветривать комнату, но на ночь закрывал окна, если за окном было холодно. При этом важно, что бы в комнате не было душно. Т.е. лучше спать в прохладной комнате, но под тёплым одеялом, чем без одеяла, но в душной атмосфере. Кстати, когда температура слишком высокая – высыпаешься так же плохо, как и на холоде. Объясняется это просто. И в том и в другом случае твоему организму требуются дополнительные силы для регуляции температуры твоего спящего тела.
Третье – еда. Спать с набитым животом крайне нерационально – твой организм тратит массу сил и энергии на то, что бы переварить то, что у тебя в желудке, вместо того, что бы расходовать эти силы на восстанавливающие процессы. Многие уверяют, что не могут уснуть на пустой желудок. Выпей пол литра тёплой воды или съешь яблоко и тут же ложись спать – пока твой желудок разберётся, что его «надули» пройдёт некоторое время, за которое ты успеешь уснуть. Ещё раз – не ешь перед сном! За 5 часов до сна ничего тяжёлого. Я, как правило, не ужинаю, так что для меня это вообще не проблема. Можно, прейдя с работы, попить чай, съесть салатик или ещё чего-нибудь лёгкого, но никаких первых, вторых и третьих блюд! Запомни, еда перед сном – это зло из зол и, пожалуй, первостепенная причина появления «пивного» живота, свисающих боков и прочего «целюлита»! =)
Четвёртое – алкоголь. Тут так же как с едой. Если ты выпил незадолго до сна, то твой организм борется с алкоголем, тратя силы на нейтрализацию того, что ты влил в себя. К тому же, алкоголь приводит к обезвоживанию, что может плохо сказаться на глубине сна и, соответственно, на его качестве. Так что – не пей ничего алкогольного перед сном.
Пятое – небольшая растяжка перед сном. Не знаю в курсе ты или нет, но с утра твой позвоночник на 1-2 см. длиннее, чем вечером. Весь день твой позвоночник держит на себе немалую массу твоего тела и к ночи как бы проседает. За ночь он снова вытягивается. Этот процесс можно форсировать, экономя силы организма. 60 секунд перед сном, потраченные на незатейливое упражнение на растяжение позвоночника окупят себя с торицей. Позже, в другой статье, я покажу, что я делаю перед сном каждый день. Это очень быстро и просто.
Шестое. Хочешь хорошо выспаться – спи один. Именно так. Дело в том, что даже если рядом с тобой спит твоя любимая кошка и ночью она пойдёт попить воды, то твой организм, так или иначе, среагирует на это. Возможно, ты не проснёшься, но переход между разными фазами сна произойдёт и тебе потребуется дополнительное время и энергия, что бы вернуться туда, где ты был. Ну а если рядом не кошка, а человек, то вообще может произойти что угодно. От удара пяткой или локтём тебе в бок, до (о ужас!) лишения тебя тёплого одеяла (чем это чревато – см. пункт 2). Спи один!
Седьмое. «Час сна до полуночи равен двум часам сна после» – так писал Поль Брэгг и я его в этом поддерживаю полностью. Так же я заметил, что и час сна после 6 утра лично мне даёт больше, чем 2 часа сна между полуночью и 6 утра. Так что разберись со своим сном – в какие часы ты высыпаешься лучше и старайся сделать так, что бы как можно большая часть твоего сна приходилась на эти часы.
Восьмое. Душ перед сном – это не только необходимая мера с точки зрения гигиены. Тёплый душ способствует успокоению и расслаблению, что в свою очередь, как я уже упоминал выше, благотворно влияет на твой сон. Так же, принимая душ ты очищаешь поверхность кожи от того, что на тебя налипло за день (а налипает, поверь мне, порядочно) и очищаешь поры, через которые кожа «дышит». А ведь кожа покрывает всё твоё тело. Так что сделай так, что бы твой организм свободно дышал не только через нос!
Девятое. Считалось, что отоспаться в прок нельзя. Я заметил, что это не совсем так. Если с воскресенья на понедельник я высыпался как следует, то до среды вполне неплохо тянул только на одном этом запасе, дрыхнув всего по 4 часа с понедельника на вторник и со вторника на среду. А не так давно я прочитал в новостях, что учёные доказали, что можно наверстать «недосып» благодаря высыпанию =) Так что обязательно хотя бы раз, а лучше два раза в неделю высыпайся как следует.
Итого, вот тебе мои девять составляющих эффективного сна, благодаря которым я прожил 10 месяцев, тратя в будние дни на сон около 5 часов. При этом я работал, тренировался и находил время на общение с приятелями.
Так что если время мало, а выспаться хочется:
1. Расслабься.
2. Проветри комнату и запасись тёплым одеялом, если в комнате холодно.
3. Не ешь перед сном.
4. Не пей алкоголь перед сном.
5. Растянись перед сном.
6. Спи один.
7. Старайся ложиться как можно раньше (или в то время, когда «КПД» от твоего сна наибольший).
8. Тёплый душ перед сном.
9. Спи в прок.
Вот и всё.
Если тебе есть, что дополнить или ты увидел, что я где-то ошибся – оставь комментарий.
Если ты попробовал что-то из того, что я описал в данной статье – вернись сюда и расскажи остальным о том, что у тебя получилось! Поделись своим опытом!
Дополнение от 06 декабря 2007 г.
С момента опубликования этой статьи я узнал ещё кое-что о сне и способах сокращения времени и увеличения качества сна. Копировать всю информацию сюда не вижу смысла, дам ссылки на полезные ресурсы.
1. «Система эффективного сна» Елены Набатовой. В принципе, её система - это почти то же самое, о чём я написал в этой статье и в своих заметках на которые я ссылаюсь из этой статьи. В её методике большое внимание уделяется практикам йоги. Интересно и полезно почитать.
2. Система Вейна. Система основана на поиске промежутков времени, когда хочется спать особенно сильно и использовании этих периодов наиболее оптимальным способом. Именно эту систему не пробовал, но достаточно давно сам для себя выявил часы, которые наиболее результативны с точки зрения “высыпания”. Читаем, принимаем к сведению.
3. Будильники, которые будят тебя в установленном тобой промежутке времени, но в тот момент, когода ты находишься в определённой фазе сна (фаза БДГ) и когда пробуждение наименее “травматично”. Будильник Sleeptracker и будильник Axbo.
4. Ещё несколько ссылок на различные методики и описание этих методик здесь. По данной ссылке ты найдёшь большое количесво информации об эффективном сне. Именно отсюда я взял все вышеперечисленные ссылки.
AGOGE!
Аудио версия данной статьи: 2007_08_01_Son_p02.mp3
Постоянный адрес статьи: http://www.agoge.ru/2007/08/01/nayka-sna/
Автор: Алексей Павлов
Статьи по теме:
1. Axbo - умный будильник. Личный опыт использования.
2. Подготовка ко сну. Небольшой комплекс упражнений.
3. Сон в лесу у тебя дома.
4. Закрепление навыков во сне.
5. Утренняя зарядка - как начать её делать?!
6. Хочу спать. Депрессия?



(47 голосов, среднее: 4.32 out of 5)
01.08.2007 в 16:12
не согласна с 6-ым пунктом! а если человек женат/замужем ?? выгонять партнера на коврик в коридоре? Да и потом это дело привычки, некоторые наоборот не могут заснуть, не обнимая мужа/жену, кошку/хомячка или плюшевого мишку…
не отрицаю что в какой-то степени твое утверждение верно, но это все индивидуально. И верно оно ровно столько сколько и не верно.
 
01.08.2007 в 16:13
Кстати, вот ещё статья про то, как можно выспаться за короткое время: http://www.sunhome.ru/journal/16467
Но в ней призывают применять йоговские асаны =) Если это не пугает - вперёд! =)
 
06.08.2007 в 14:05
2 polinkins 01.08.2007 в 16:12:
Я имел ввиду еденичные случаи, когда _очень_ надо выспаться за малое количество часов.
 
06.08.2007 в 14:09
т.е. единично можно выгнать партнера? -)
 
07.08.2007 в 13:42
Вот ещё очень инетерсная статья про сон:
http://vokrugsveta.ru/news/?item_id=555
Фрагмент статьи:
“Сон в общей постели негативно сказывается на работе мужского мозга. Такой вывод сделали ученые под руководством профессора Герхарда Клеша (Gerhard Kloesch) из университета Вены (University of Vienna), Австрия, исследовавшие 8 неженатых бездетных пар в возрасте около 20 лет. Результаты исследования опубликованы в журнале New Scientist.
Согласно полученным данным, в супружеской постели мужчина спит гораздо хуже, чем на отдельном ложе, вне зависимости от того, занимался он сексом или нет. Это ослабляет его умственные способности на следующий день. На женщинах общая постель никак не сказывается, поскольку их сон более глубок.”
 
08.08.2007 в 18:01
Отличная статья. Спасибо!
 
09.08.2007 в 18:05
Gordy, welcome =)
Заходите ещё! =)
 
13.08.2007 в 15:39
[…] мою статью про сон, в которой я рассказал, как можно выспаться за менее […]
 
25.10.2007 в 16:48
[…] может помочь повысить иммунитет?
 
18.11.2007 в 09:16
спасибо за статью, очень интересно.
Алексей, а вы слышали про сон по Аюрведе? Если нет, то вот здесь есть кое-что про это:
http://www.kolesnik.ru/2005/ayurveda-winter/
Как вы к этому относитесь?
 
21.11.2007 в 18:17
Про сон по Аюрведе слышал. Статью прочитал. Сами идеи правильные, на мой взгляд. Какими словами это описано - другой разговор )
 
07.12.2007 в 16:17
[…] 4. Диета должна быть простой и здоровой. Не стоит злоупотреблять продуктами, способствующими задержке стула и притока крови к органам малого таза (жирные, острые, кислые, солёные блюда). Приём пищи следует рационально распределять по времени суток, не есть на ночь. Последний раз есть желательно за 3-4 часа до сна (почему ещё не стоит есть на ночь я уже писал в статье “Наука сна.
 
10.12.2007 в 17:35
Привет!
круто, что наткнулась - сейчас как раз проблемы со сном.
из своего опыта -
1)ложиться спать в 10 вечера часов - ну просто реально спасает. ну и к мнению о душе, свежем воздухе присоединяюсь.
2) просыпаться мне больше нравится и гораздо проще, когда в окно светит солнце. сейчас конечно не актуально, но летом очень даже))
3) по опыту знаю, что если привык(!именно привык) спать не один, то наооборот, можно испытывать большой дискомфорт и стресс, когда пытаешься выспаться одному, и эффект получается противоположный.
4) лучше всего высыпаюсь под теплым одеялом, даже в жару
5) все таки колыбельные не зря придуманы - хорошо засыпается под музыку, или почитав перед сном книжку. не знаю почему.
 
10.12.2007 в 17:53
Настюх, привет!
Рад тебя видеть здесь! =)
Спасибо за дополнение!
Про одеяло в тёплое время - индивидуально имхо. Я вообще не очень одеяло жалую, тем более в тёплое время.
 
11.12.2007 в 10:10
лучше всего высыпаюсь под теплым одеялом, даже в жару
+1 =)
 
21.01.2008 в 16:58
Не согласен. Ну как уж спать одному? Жену что теперь на отдельную кровать укладывать?
Когда долго спишь с одним человеком в одной постели то уже через сон чувствуешь как она может повернуться, самому удобно так как удобно ей.
 
30.04.2008 в 14:50
Если тема конечно еще актуальна: как высыпаться живя в студенческом общежитии, имея в комнате двух соседей?
Проблема в том, что я - жаворонок, а они - совы.
дополнение:
Спать лучше в полной темноте, с зашторенными плотно окнами.
Спать лучше в полной тишине, с выключенной аппаратурой.
 
03.05.2008 в 17:09
Сначала было трудно… но потом такая лёгкость
 
07.08.2008 в 01:00
спать впрок реально помогает.
Выспавшись с сб на вс 14 часов и с вс на пн 8 часов до субботы спал по 2-3 часа в сутки и этого хватало.
 
02.10.2008 в 21:08
Спасибо за ценную инфу. Буду практиковаться!
 
10.10.2008 в 22:50
Спасибо за статью, помогает
 
24.11.2008 в 01:59
Для себя вижу выход составления супружеского ложа из двух неболших кроватей. ЧТобы у каждого была равноценная независимая половинка. Сколько себя помню - ни разу с девушкой не высыпался :р
А вот с алкоголем что то у меня наоборот. Если напьюсь на ночь любимого рома или вина, то с утра просто офигительное настроение и кол-во энергии.
 
27.12.2008 в 14:13
Спасибо Алексею за отличную подборку материала.
Подобрал, обобщил, красиво подал.
1.
Насчет дискуссии про сон без партнера у тех пар которые живут вместе - если вы выполните надлежащим образом 8 пунктов вместо 9-ти, минуя пункт 6, если определите КПД сна именно для вас в какие часы, под одеялом или без, в холоде или жаре, с душем теплым или контрастным и т.д., и добьетесь системного выполнения указанного в статье Алексея - то Вы уже станете Супер-человеком. Сложность в том, что у партнера своя биологическая программа. Вот над этим нужно будет потрудиться.
Так что - полный вперед!
2.
Что касается лично меня, то я провел эксперимент -
вычитал, что Александр Македонский завоевавший пол мира спал по 4 часа и делал следующее - ложился в 23 часа и брал в руку металлический шар, а под лежанкой ставили таз медный, пока был самый крепкий сон - ему не мешал спать даже шар в руке, и когда полезный сон с 23 до 3 часов утра проходил и организм переходил в стадию сна менее полезного - в этот момент шар выпадал из руки и падал в таз и выполнял функцию будильника!
Узнав это я тихонько включил радио на мобильном, на самую маленькую громкость или же на большую в наушниках и положил от себя на расстояние вытянутой руки. Я делал этот эксперимент 2 раза. В 23 отрубаюсь. Бизнес-FM новости выдает. Ровно в 3 начинаю слышать новости и просыпаюсь. До трех часов - хоть головой об стену - буду спать крепко. И никакого радио вообще не слышно.
Понятно стало, что КПД мое личного сна - до 22-23 до 3 часов утра.
Теперь необходимости в радио нет, чтобы еще лучше спать - тишина нужна, радио только на время эксперимента использовалось.
В три не встаю, но в 5 утра - легко.
Немного лежу неподвижно, иначе если рыпнусь - забуду все что снил и придумал за ночь.
Таким образом к 9 утра, а в москве к 10 утра - пока все на работу соберутся - я уже сделаю ту часть работы которую можно делать без необходимости контакта с людьми. А с 9 начинаю звонки.
Такие дела.
Сергей
 
27.12.2008 в 14:26
В итоге сплю 6 часов. Меньше - не очень комфортно.
Для того, чтобы не жалеть о нескольких часах, которые отдаю сну более, чем минимально необходимо использую правило 20% деятельности - 80% результатов. Работает. Доволен.
Мой друг говорит, что на тренинге ему сказали следующее:
Святые просыпаются с 3 - 4, руководители стран с 4 до 5, люди, которые не жалуются на жизнь во всех смыслах - до 6 утра. И есть также остальные.
Именно услышав эту фразу я начал настраивать систему сна свою.
У президента России по программе здоровья, которой он подчиняется - 6 часов сна ежедневно и 2 часа спорта. час утром и час вечером. По мнению людей составлявших график дня для продолжительной и эффективной работы президента - такой режим оптимален.
Как только бросил курить сон стал еще круче.
Мне сложнее всего выспаться - когда сильный стресс на работе или в отношениях с близкими людьми.
 
14.01.2009 в 19:45
Novikoff, я с вами не согласен насчет деятельности во сне, нужно стараться максимально отключить свою центральную нервную систему, в противном случае, если ее деятельность не прекращается на время сна, может возникать лишь иллюзия того, что вы выспались, а в дальнейшем большие проблемы со здоровьем. Если же вы не можете прекратить свою умственную деятельность на время сна, и продолжаете решать во сне различные задачи, попробуйте какие-нибудь техники релаксации.
 
16.01.2009 в 18:43
Насчет сна впрок согласен. Иногда поспишь часов 12 и в следующий раз достаточно 5-6, чтобы чувствовать себя мегабодрым))
 
31.03.2009 в 18:58
Не много не понял, а что подразумевается под “Высыпаться впрок”? Это когда спи чем больше тем лучше? На собственном опыте, если я ложусь например в ночи и пытаюсь проснуться в часов 10 (говорят что положено спать примерно 8 часов) у меня это не получается, я просто не могу проснуться в итоге сплю до 2 дня, и после этого 12 часового сна я целый день как “убитый”, также хочется спать, болит голова.
 
29.04.2009 в 06:40
Хорошая статья, спасибо, будем пробывать
 
06.05.2009 в 18:57
Спасибо. Теперь по 5.5 часов сплю, и недосыпом нестродаю )))
 
25.05.2009 в 19:30
Спасибо Алексей! Буду применять советы!
 
31.05.2009 в 11:27
Спасибо за советы!
 
24.07.2009 в 11:25
спс, я попробую.
 
30.08.2009 в 18:31
Действительно помогло! Но при серьёзны физических нагрузках, сильно выбивает из колеи, сильно хочется спать. Какие на это могут быть причины?
 
02.09.2009 в 16:36
TO: Alexandr
При действительно серьёзных физических нагрузках организму нужно часов 10 сна для восстановления, а так же правильное питание.
Так что интенсивные и серьёзные физ. нагрузки + недостаток сна (даже с учётом правильно подобронного рациона) неизбежно приводят через некоторое время к падению эффективности тренировок и хронической усталости. Проверено на мне =)
 
18.09.2009 в 19:24
нам нравится спать на одной кровати, но под разными одеялами.
 
28.09.2009 в 14:17
Спасибо за статью! Обязательно попробую применить все вместе взятое. Но пока из личного опыта: для тех, кто вынужден спать не один в кровати или не один в комнате (общежитие, братья-сестры и т.д.)можно использовать текстильные “очки” на глаза (в моем случае “заимствованные” у какой-то авиакомпании) и бируши. Изначально пугает.. но на практике к ним очень легко привыкнуть. В результате имеем счастливого мужа-сову, который теперь может наслаждаться просмотром фильмов до 3 ночи и висеть в сети в стрелялках до победного, и счастливую меня-жаворонка, спокойно засыпающую при свете, при включенном телевизоре в любое нужное мне время. Утром мы меняемся местами, и мне не приходится бегать на цыпочках, в темноте наугад выбирая одежду, наощупь подкрашивая ресницы, и сушить волосы, забившись в самый дальний угол квартиры =)
Всем успехов на сложном, но увлекательном жизненном пути!!!
 
13.10.2009 в 15:48
Про температуру в помещении я тоже заметила на собственном опыте. Правда, я сплю с открытой форточкой, иначе быстро становится душно, но под теплым одеялом) Порадовало, что оказывается можно выспаться впрок, всегда думала, что это бесполезно. Здорово, что это не так!
 
27.10.2009 в 18:06
Только сегодня про него отсюда узнал, попробовал минуты две назад, не знаю как усну, но осушение бодрое, во время сеанса почти засыпал……
 
25.11.2009 в 15:21
Ценные советы.
Свой ритм знаю давно: час-два до 00:30мин и час после 6 утра и энергична до вечера. При стойком недосыпе вечером 2 часа минимум (раньше пинками не разбудить). но через 2-3 недели такого ритма необходимо дня два спать “от пуза”, засыпается хоть в кресле при свете и грохоте. Обычно на сон требуется больше, но система та же: подъем в 6 утра - стойкий недосып, бодрствование ночью “по схеме” - без проблем.
 
26.11.2009 в 13:35
Люди, help!
Может кто-нибудь помочь разобраться с данной техникой:
http://www.sunhome.ru/journal/16467
Я ее давал паре друзьям, у них получалось выспаться.
А вот у меня не получаеться…Я хотел бы понять, что делаю не так.
И сделайте, пожалуйста, видео, так будет понятнее
 
11.12.2009 в 11:31
У меня вопрос семейно-технический:) А когда заниматься сексом, используя данную методику? я имею в виду растяжку на ночь. До или после?!:) вопрос, если я сделаю упражнения, а скажем “отойду” ко сну через час после этого, эффект будет? или надо делать упражнения строго перед сном?! Спасибо.
 
21.02.2010 в 22:39
выспаться за 5 часов, а потом сколько бодровствовать?)) часа 3-4? и опять спать 5 часов?))
 
03.03.2010 в 19:42
Начал практиковать данную методику примерно месяц назад, и вот какая проблема. Появились круги под глазами. Так все отлично спать не хочется - высыпаюсь. Да и настроение прекрасное. Но вот эти круги меня просто убивают. Посоветуйте как бороться.
 
07.04.2010 в 21:16
Огромное спасибо за статью!!!!!!!! Мой муж ее прочитал и поверил дословно (лично я со многим не согласна) и теперь он спит отдельно от меня! Спасибо, что “отняли” у меня мужа на ночь!!!!! :((((((((((((
Самое печальное, что мне его как раз таки и не хватает, я постоянно просыпаюсь, из-за того, что его нет рядом :(((
 
16.04.2010 в 16:26
где можно скачать Йога-нидра С вашего сайта не удается скачать.Помогите разрешить вопрос За ранее благодарю
 
21.04.2010 в 00:59
Я 2 с половиной года не спал хорошо что б выспался.Это очень ужасно!Много стресса и нервов!Чувствую физическую боль.Пробовал разные методики сна но ничего не помогает.Что посоветуете?может обратится к врачу?
 
21.04.2010 в 10:22
Выполняю все описанные пункты, но все-равно не высыпаюсь!
И направление головы тоже не влияет, и подушку супер-правильную купил. В других квартирах тоже самое.
Пробовал и сыроедение, и питаться по аюрведе и так и эдак, без разницы. С кофе, без кофе, с таурином и без…
Купил AXBO, но тот ровненько будит за 30 минут до установленного времени, типа определяет фазу нужную, но просыпаюсь разбитым. Если днем приходится работать с чем-то нудным, то вырубаюсь спать. После еды тоже могу. Не хочу спать, только пока делаю физическую работу или иду. По этой причине перестал читать книги, сразу усыпаю. Если сплю больше 6 часов, то вообще проснуться не могу. До 5 утра проснуться легче, чем после, но все-равно состояние не ахти весь день. Не высыпаюсь очень много лет и уже не знаю, что делать.
Немного помогает голод, но вес у меня и так стремится к дистрофическому, поэтому не могу позволить себе такую роскошь. Но на суточном голоде хотя бы как-то в течение дня могу соображать и на следующее утро просыпаюсь получше.
Думаю, что наверное это какая-то болезнь мозга =(
 
26.04.2010 в 22:48
На счёт расслабления - очень верно подмечено.
Меня в детстве ещё мама учила расслабляться, если я была перевозбуждена и ворочилась постоянно, мешая ей же заснуть.
Она говорила: “Представь себе большой белый светящийся шар. Вот он медленно медленно опускается тебе на голову, и все мышцы расслабляются. Вот он проходит по лбу, носу, щекам. Опускается на шею, плечи. Потом идёт в правую руку, по плечу, предплечью, локтю, кисти, и тут уходит в пальчики, и так в кончиках закололо-закололо…”, и в том же духе дальше по всему телу. Главное проговаривать всё это(можно и про себя, главное не торопиться). Одновременно в некой мере программируешь свой организм - помогает расслабить все мышцы - и также действует как снотворное.
Недавно попробовала - действительно помогает.
Так же помогает заснуть одна маленькая хитрая вещь. Нужно положить одну руку на грудь(где-то ниже ерменной впадины, в начале больших грудинных мышц), а другую в область паха, хотя даже не паха, а самого низа живота, примерно на области мочевого пузыря. Через 2-3 минуты появляется чувство спокойствия, тепла.
 
08.07.2010 в 07:51
а не пробовал не кто спать в воде в ванной, летом когда жарко я сплю очень расслабляет.
 
21.07.2010 в 09:14
Я пробовал спать в воде в ванной! Мне тоже понравилось
 
29.09.2010 в 10:51
Я каждое утро досыпаю в воде в ванной. Кайф!
 
04.10.2010 в 21:49
Alex, ОГРОМНОЕ СПАСИБО ЗА СТАТЬЮ!!!! Очень полезная информация!
Денис (21.04.2010 в 10:22, и Вы до сих пор не обратились к врачу??? Да Вы что! Бегом в поликлинику!!! Желательно в платную. Не посчитайте меня ханжой, просто только что сама столкнулась с нашей бесплатной медициной и чуть не осталась без печени. А Ваше расстройство сна - серьёзная вещь. Не занимайтесь самолечением!
Ирина, очень Вам сочувствую и прекрасно Вас понимаю! Жаль что так вышло. У меня была похожая ситуация. Муж не мог нормально спать рядом со мной (а высыпаться ему очень нужно, он спортсмен, а, как было отмечено выше, при серьёзных физических нагрузках нужен хороший сон часов 10), а я не могла спать без него - это приводило к жутким нервозам. Но мы эту проблему решили
Желаю и Вам, Ирина, найти подобный компросмисс!
Купили большой диван (210*140) и огромное одеяло (евро). Спим каждый на своей половинке дивана, друг-другу не мешаем, ночью даже почти не касаемся друг-друга. Но при этом обязательно несколько минут перед сном лежим вобнимку, общаемся. И оба довольны
По поводу техник расслабления перед сном. Как-то читала неплохой способ: надо представить свой дом. Буд-то входишь в квартиру, проходишь по периметру справа налево, и осматриваешь всё вокруг, берёшь каждую вещь в руки. Представлять себе всё надо очень подробно. Обычно засыпаешь раньше чем пройдёшь пол комнаты
Опять же, представлять надо каждую мельчайшую деталь.
Можно представлять что-то очень знакомое, приятное и при этом однообразное. Например, мы с братом при бессоннице часто представляем укладку парашютов. Я ещё ни разу не уложила до конца, засыпаю намного раньше, несмотря на бессонницу
 
09.11.2010 в 06:54
Сегодня же попробую, ато так устала оттого что постоянно хочется поспать хотя бы минут 15, особенно до 11 утра. Тем более с шефом в одном кабинете сидеть (муки одни)
 
14.11.2010 в 21:35
Спасибо большое за сайт!! Искала информацию на тему “как быстро выспаться”, а тут вон какой сайт интересный нашелся! И оформлен красиво, и удобный, и информация полезная. А да автор, ай да молодец!
прям даже не знаю, чего и почитать-все хочется )) боюсь, седня я уже точно не высплюсь )))
 
25.12.2010 в 18:57
Кой-чё оч даж индивидуально, но в целом правильно пишете, товарищ =)
 
07.01.2011 в 16:58
Премного благодарна за полезную статью, за комментарии, хотела бы поделиться своими полезностями: согласна с автором по всем пунктам, так же у меня срабатыевает способ про закладку рук, описанную Tuu-Tikki 26.04.2010 в 22:48, только я так делаю лежа на животе, тоже спим на одном диване, но под разными одеялами, но перед сном обязательно маленькие ритуальчики для двоих (объятия и сказка), еще помогает повторять таблицу умножения на 7, начиная с цифры 7 “семь на один, семь на два и тд.”. Ложиться спать лучше около 9.30, тогда к 10 заснуть можно 100%,нравится еще стаканчик ТЕПЛОГО молока на ночь выпить.А, если предстоит эмоционально трудный день, то до 4 утра делаю все нужные дела,затем сон ровно 2 часа-высыпаюсь и чувтвую себя бодричком (причем время это у меня получено экспериментально) и обязательно в обед минут 15 подремать, если возможно, вот маленькие дети как батарейки энерджайзер: едят- спят-играют. В течение дня спят раз в несколько часов, потом энергию восстановят на следующий отрезок времени, потом опять поспят и снова,а взрослые так не могут-боятся не успеют потом ничего%)
 
19.02.2011 в 18:26
спасибо за статью, но есть вопрос.Алекс скажите а если нет вариантов спать отдельно,как выжать макс. пользы?
 
10.03.2011 в 13:26
Денис, у нас схожая проблема. Плохо сплю много лет, и веса недобор. Хотя со сном сейчас уже стало получше. Заметно он улучшился после того как непосредственно перед сном, уже в кровати, стал тянуть минут 5-10, едва слышно, звук “хээээээ…..”, так чтобы гудение в груди ощущалось. Вычитал рецепт в одной книжке про китайскую медицину: там чтото про звуки и органы было. Как не странно, сон от этого почти сразу улучшился. Этим рецептом я пользовался уже давненько, сейчас улучшаю сон дугими способами.
Всего наилучшего,
Den
 
23.06.2011 в 14:29
Немного выпить на ночь самое то. Только не пиво или коктейль, а грамм 100 настойки или стакан вина. Через пол часа как топор.